Послушать

ФИСИИ предлагает подборку записей для тех, кто надумал поступать на факультет или просто хочет знать, как звучат старинные инструменты и чем они отличаются от современных.

клавишные
От современного фортепиано все исторические клавишные отличались гораздо менее сильным звуком и гораздо большей ясностью.
Клавесин - клавишно-щипковый инструмент, струна защипывается плектром (изначально - пером), закреплённым таким образом, что звук становится выравненным, т.е. динамические градации сделать нельзя. Однако исполнитель многократно возрастает роль агогики, а также хороший исполнитель может создать эффект динамики за счёт комбинирования регистров, смен мануалов (клавиатур), той же агогики и развитого туше.

Тембрально клавесин ближе всего к лютне и другим щипковым инструментам эпохи барокко и ренессанса, которые оказали на него определённое влияние. Для полифонии он также является почти идеальным инструментом, поскольку его акустическая природа предполагает максимальную ясность возникновения звука.
Клавикорд обладает гениально простой механикой, в некоторой степени он ближе к фортепиано, а не к клавесину. Сама его конструкция исключает возможность громкого звука, но он обладает динамическими возможностями. И.С.Бах считал его своим любимым инструментом. Традиция использования клавикорда в качестве домашнего инструмента никогда не прерывалась, к примеру, у Бетховена и у Шумана были клавикорды.

В этом инструменте контакт со струной сохраняется всё время, пока держится клавиша, возможна даже вибрация (нем. Bebung). Играя на клавикорде можно создавать эмоции невероятной глубины и по-настоящему тронуть слушателя.

Идеальная аудитория для клавикорда - несколько человек, сидящих вокруг, максимум (в условиях хорошей акустики) – 60-70 человек. Популярность клавикорда была огромна. Интересный исторический факт: Елизавета Английская очень гордилась, что хорошо на нём играла.
Тангентенфлюгель обладал механикой, схожей с фортепиано (тангент - в данном случае, деревянная пластина, закреплённая так же, как и молоточек, - автоматически отскакивает от струны после прикосновения). Он более "ударный", чем клавикорд, его динамика ярче. В конструкции также были заложены изменения тембра (эффекты una corda и модераторы) и педальные эффекты.

Тангентенфлюгель очень ценил В.А.Моцарт. Однако, как и клавикорд, данный тип инструмента не мог развиваться в сторону наращивания силы звука, а потому остался неизменным, но и одним из лучших инструментов для музыки своего времени (ca.1730-1780).
Хаммерклавир - клавишно-ударный инструмент. "Хаммерклавир" - это немецкое наименование, соответствующее словам "пианофорте" в Италии, "фортепиано" в Англии, "клавиру" в Германии, "клавикордам" в России 18-19 веков. В современной России привилось немецкое название, где первая часть (хаммер, т.е. молоточек) указывает на отличие этой механики от клавесинной (где плектр защипывает струну)

Считается, что флорентийский мастер Бартоломео Кристофори изобрёл инструмент в 1709 году, правда, вместо молоточка использовалась свернутая в круг полоска пергамента (благодаря упругости которого его механика была очень близка к механизму двойной репетиции, изобретённой Себастьеном Эраром в 1822 году).

Мастера-изготовители ранних фортепиано много экспериментировали с механикой, формой инструмента, привносили дополнительные конструкции для создания новых звуковых эффектов. Но все эти инструменты обладали более лёгким и жёстким молоточком по сравнению с более поздними инструментами. Все ранние фортепиано были прямострунными и не имели рамы.

Результатом такой конструкции был более яркий и лёгкий звук, хотя и заметно меньшей силы, чем у современного рояля, а также намного большая "прозрачность" в среднем регистре, что было очень важно для камерного музицирования. Эти конструктивные особенности во многом сохранялись и при дальнейшей эволюции фортепиано в сторону увеличения динамической мощи в течение XIX века.
струнные
Марина Катаржнова
педагог классов барочной и современной скрипки
Разновидности скрипичных инструментов в 18 веке:

а) пашетты (строй выше на откаву)
б) дисканты (строй выше на кварту)
в) стандартные инструменты (современные)
г) басовые или фаготовые скрипки (настройка ниже обычного строя, 5 струн, используются иногда для игры басовых партий в ансамбле)

Форма долго варьировалась. Резонаторных отверстий могло не быть, или они располагались ниже середины инструмента. Подставка могла быть низкая и иногда без резьбы, её место на инструменте тоже видоизменялось.

В 1564 году Андреас Амати сделал один из первых дошедших до нас инструментов, который имел качества современных инструментов.

1540-1660 года - ренессансные инструменты. У них варьируются размеры и форма.
1660-1760 - барочные. Их размеры уже более стандартные.
Альты варьировались по размеру, эта традиция сохранилась и до наших дней.
1760-1820 – классические, наиболее близкие по характеристикам к современному.

Менялись угол и длина грифа, вес инструмента, толщина шеи, конфигурация подставки и место на деке. Дека могла состоять из блоков или цельного куска, её толщина варьировалась. Гриф мог быть пустотелым или из цельного куска дерева. Длина и толщина душки тоже претерпела значительные изменения.

В середине 17 века развитие репертуара сильно подхлестнуло развитие инструмента.
До начала 20 века играли на жильных стурнах. Обмотка на струнах появилась ещё в 17 веке в Англии, но не была популярна. Чуть позже это изобретение стали активно использовать итальянцы.

Скрипичные аксессуары - подбородник и мост - тоже веяния новейшего времени.
С мостом стали играть в 20 веке, приспособления под подбородок стали вводить в 18 веке. Подбородник ввёл Л. Шпор.

Ранние смычки очень реагировали на влажность и температуру, натяжение зачастую регулировалось лишь нажатием пальца на волос, либо сдвигалась колодка, которая фиксировалась, зацепляясь за зубчатую пластину-кремальер. Винт часто отсутствовал.

Длина постепенно увеличивалась, но была связана с эстетикой музицирования. Французы играли танцевальную музыку и коротким смычком было удобнее делать мелкие штрихи. Итальянцы пропагандировали культуру пения на инструменте, поэтому конструкция их смычка имела более длинную трость.

Во второй половине 18 века появляется изгиб трости внутрь, это давало больше свободы для штрихового разнообразия. Примерно к 1730 году Тартини осуществил реформу, ввёл много прыгающих штрихов, ещё увеличилась длина трости. Во второй половине 18 века скрипач Крамер придумал конструкцию с прямой тростью и прямым углом головки смычка. В 19 веке уже сформировалась конфигурация смычка, которая используется современными скрипачами и по сей день.
Разновидности скрипичных инструментов в 18 веке:

а) пашетты (строй выше на откаву)
б) дисканты (строй выше на кварту)
в) стандартные инструменты (современные)
г) басовые или фаготовые скрипки (настройка ниже обычного строя, 5 струн, используются иногда для игры басовых партий в ансамбле)

Форма долго варьировалась. Резонаторных отверстий могло не быть, или они располагались ниже середины инструмента. Подставка могла быть низкая и иногда без резьбы, её место на инструменте тоже видоизменялось.

В 1564 году Андреас Амати сделал один из первых дошедших до нас инструментов, который имел качества современных инструментов.

1540-1660 года - ренессансные инструменты. У них варьируются размеры и форма.
1660-1760 - барочные. Их размеры уже более стандартные.
Альты варьировались по размеру, эта традиция сохранилась и до наших дней.
1760-1820 – классические, наиболее близкие по характеристикам к современному.

Менялись угол и длина грифа, вес инструмента, толщина шеи, конфигурация подставки и место на деке. Дека могла состоять из блоков или цельного куска, её толщина варьировалась. Гриф мог быть пустотелым или из цельного куска дерева. Длина и толщина душки тоже претерпела значительные изменения.

В середине 17 века развитие репертуара сильно подхлестнуло развитие инструмента.
До начала 20 века играли на жильных стурнах. Обмотка на струнах появилась ещё в 17 веке в Англии, но не была популярна. Чуть позже это изобретение стали активно использовать итальянцы.

Скрипичные аксессуары - подбородник и мост - тоже веяния новейшего времени.
С мостом стали играть в 20 веке, приспособления под подбородок стали вводить в 18 веке. Подбородник ввёл Л. Шпор.

Ранние смычки очень реагировали на влажность и температуру, натяжение зачастую регулировалось лишь нажатием пальца на волос, либо сдвигалась колодка, которая фиксировалась, зацепляясь за зубчатую пластину-кремальер. Винт часто отсутствовал.

Длина постепенно увеличивалась, но была связана с эстетикой музицирования. Французы играли танцевальную музыку и коротким смычком было удобнее делать мелкие штрихи. Итальянцы пропагандировали культуру пения на инструменте, поэтому конструкция их смычка имела более длинную трость.

Во второй половине 18 века появляется изгиб трости внутрь, это давало больше свободы для штрихового разнообразия. Примерно к 1730 году Тартини осуществил реформу, ввёл много прыгающих штрихов, ещё увеличилась длина трости. Во второй половине 18 века скрипач Крамер придумал конструкцию с прямой тростью и прямым углом головки смычка. В 19 веке уже сформировалась конфигурация смычка, которая используется современными скрипачами и по сей день.

Марина Катаржнова
педагог классов барочной и современной скрипки
Рекомендуем таже послушать запись семинара
Марины Катаржновой об истории развития скрипки.

Барочная скрипка (соло), Рэйчел Поджер
Барочная скрипка (в ансамбле), Стефано Монтанари
Барочная скрипка (с клавесином), Давид Плантье
Еще немного барочной скрипки в ансамбле, Энрико Онофри
Барочная виолончель (соло), Кристоф Куан
Барочная виолончель (с клавесином), Брюно Коксе
духовые
Филипп Нодель
педагог класса гобоя
На современном инструменте для каждой ноты есть отдельная дырка и в ней клапан, а на историческом духовом инструменте (неважно, на каком), как правило, всего 6 отверстий и два клапана. И надо с помощью этих небольших возможностей исполнять все ноты различными вариантами аппликатур. Это не сложнее, это просто другое. Надо включить прапамять.

И кларнет, и флейта, и гобой первые 100-150 лет существовали с такой системой клапанов. Она устраивала Баха, Моцарта, Гайдна, Генделя... Весь XVIII век для духовых –тональности до трёх знаков; как правило, не бывает сложнее. XIX век – технологическая революция, начинаются эксперименты с разными дополнительными клапанами. Музыка становится сложнее гармонически: новые тональности, сложные хроматизмы.

Можно назвать усложнение инструментов усовершенствованием, но когда что-то добавляешь, что-то обязательно теряешь. Инструменты XIX века ярче, громче, а в XVIII веке они были полнее, круглее, темнее (не такие пронзительные), их задача была сливаться друг с другом, со струнными, не солировать. Краски, характерные для барокко, просто не пригодились в XIX веке.
На современном инструменте для каждой ноты есть отдельная дырка и в ней клапан, а на историческом духовом инструменте (неважно, на каком), как правило, всего 6 отверстий и два клапана. И надо с помощью этих небольших возможностей исполнять все ноты различными вариантами аппликатур. Это не сложнее, это просто другое. Надо включить прапамять.

И кларнет, и флейта, и гобой первые 100-150 лет существовали с такой системой клапанов. Она устраивала Баха, Моцарта, Гайдна, Генделя... Весь XVIII век для духовых –тональности до трёх знаков; как правило, не бывает сложнее. XIX век – технологическая революция, начинаются эксперименты с разными дополнительными клапанами. Музыка становится сложнее гармонически: новые тональности, сложные хроматизмы.

Можно назвать усложнение инструментов усовершенствованием, но когда что-то добавляешь, что-то обязательно теряешь. Инструменты XIX века ярче, громче, а в XVIII веке они были полнее, круглее, темнее (не такие пронзительные), их задача была сливаться друг с другом, со струнными, не солировать. Краски, характерные для барокко, просто не пригодились в XIX веке.

Филипп Нодель
педагог класса гобоя
Траверс-флейта с клавесином
Траверс-флейта
Барочный гобой с клавесином
Гобойная попса на барочном гобое
Классический гобой
Гобои, кларнеты, бассет-горны – классические инструменты времён Моцарта
Классический кларнет
Made on
Tilda