Марк Пекарский

Лауреат премии Фонда «Русское исполнительское искусство» (2003).
Член Союза московских композиторов (с 1998 г.).
Основатель и художественный руководитель Ансамбля ударных инструментов.

В 1969 г. окончил Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных (класс профессора В. П. Штеймана). Пекарский является инициатором многих уникальных проектов в сфере разных видов искусств. Среди них:

  • Фестиваль «В начале был ритм» (1991) в Государственном центральном музее музыкальной культуры им. М. И. Глинки с участием всемирно известного исполнителя на якутском хомусе И. Е. Алексеевым в программе «Диалог Востока и Запада», которая была завершена в 2003 г.
  • Театральный проект «Сидур – Мистерия» (1992 – 1994 гг.) при поддержке театральных мастерских Союза театральных деятелей России и Государственного музея Вадима Сидура в Москве, где Марк Пекарский и его ансамбль явились создателями и участниками уникального музыкально-театрального действа (спектакль показан в Москве и Париже)
  • Перформанс «Вслушиваясь в Маяковского» (1995) по заказу Союза театральных деятелей России для праздничных торжеств в Риме, посвященных столетию В. В. Маяковского
  • В 1998 г. организовал и провел фестиваль «Opus XX», посвященный музыке для ударных российских композиторов в Риге (Латвия)
  • В 2003 г. Пекарский организовал и провел международный фестиваль «Ударные дни Марка Пекарского» в Москве при поддержке Московской консерватории, Министерства культуры России и Института им. И. В. Гёте в Москве. В мае 2006 г. этот же фестиваль проходил уже в третий раз. Шесть концертов и мастер-классы состоялись в Рахманиновском зале консерватории, в Камерном зале Московского международного дома музыки и в Культурном центре «Дом»
  • В 2005 и 2006 г. Пекарский организовал трехдневные фестивали «Музыкальные ландшафты» при поддержке культурного центра «Дом».
  • В 2006 г. Пекарский принимал участие в следующих фестивалях: «Джаз в Архангельском» (в содружестве с саксофонистом А. Пищиковым); фестиваль к 75-летию Софии Губайдулиной в г. Патрас (Греция), где с ансамблем ударных инструментов города Патрас он подготовил программу из произведений С. Губайдулиной; фестиваль Фонда Святослава Рихтера в городах Таруса и Калуга (в концертах прозвучали произведения В. Мартынова и С. Губайдулиной).
  • К 60-летию композитора В. Мартынова Пекарский подготовил монографический концерт, который состоялся 24 марта в Малом зале консерватории. Были исполнены сюиты «Распорядок дня», «Иерархия разумных ценностей», «Триумф аэробики» и «Обретение абсолютно прекрасного звука» для ансамбля ударных инструментов
  • К 140-летию Московской консерватории Пекарский подготовил абонементный цикл «Музыка для ударных инструментов», состоящий из 4 концертных программ: «Дармштадтский сборник», «Посвящение Эдгару Варезу», «Три взгляда на Америку» и «Классика в ансамбле Пекарского». Первые два концерта абонемента с большим успехом прошли 29 сентября и 21 декабря 2006 г. в Рахманиновском зале консерватории. Прозвучали произведения композиторов К. Штокхаузена, А. Пуссера, Д. Кейджа, В. Рима и М. Кагеля, Э. Вареза, А. Жоливе, Г. Кауэлла.
Благодаря многогранной творческой деятельности Пекарского постоянно расширяются возможности исполнительства на ударных инструментах, повышается уровень российского исполнительского искусства.

Пекарский ведет педагогическую деятельность с 1973 г. В 1973-1990 гг. работал в Музыкальном училище им. М. М. Ипполитова-Иванова, в 1993-1996 гг. – в Академии им. Маймонида.

С 1997 г. является преподавателем класса «Ансамбль ударных инструментов» факультета исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории, в котором преподает по специально им разработанной эксклюзивной программе и методике преподавания.

С 2003 по 2006 г. преподавал в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории, для которой также разработал специальную методику преподавания. С 1997 г. преподает также в Московской средней специальной музыкальной школе им. Гнесиных.

Ученики:
  • Aндрей Дойников – лауреат международных конкурсов (Международный конкурс им. Шостаковича в Ганновере (1997), международный юношеский конкурс в Волгограде (1998)). В 2000 г. он стал первым российским ударником, завоевавшим премию на международном конкурсе европейского класса: «4 международный музыкальный конкурс» в Брно (Чехия), – 3 премия и диплом «За лучшие интерпретации». Стипендиат фонда «Новые имена», фонда Владимира Спивакова, фонда «Русское исполнительское искусство», «Фонда Ростроповича». В 2001 г. был удостоен поощрительного Молодежного гранта независимого фонда «Триумф»
  • Максим Маньковский – лауреат Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей (1987), преподаватель класса ударных инструментов в г. Салоники (Греция)
  • Александр Суворов – лауреат Всероссийского конкурса музыкантов-исполнителей (1988), солист Российского национального оркестра
  • Михаил Дунаев – лауреат Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей (1988), солист оркестра Государственного академического Большого театра
  • Андрей Винницкий – лауреат международного юношеского конкурса в Волгограде (1998), дипломант Всероссийского конкурса музыкантов-исполнителей (2001), солист ансамбля Студия новой музыки Московской консерватории
  • Сергей Ветров – автор методических работ по детскому музыкальному воспитанию, артист оркестра Государственного академического Большого театра
  • Владимир Журкин – солист Государственного камерного оркестра джазовой музыки им. Олега Лундстрема (биг-бенд)
  • Дмитрий Королёв – солист оркестра «Русская филармония»
  • Сергей Амплеев – солист оркестра Ассоциации современной музыки Московского союза композиторов
  • Дмитрий Лазарев – солист Московского симфонического оркестра п/у Павла Когана
  • Евгений Рябой – солист Симфонического оркестра кинематографии

Пекарский ведет активную концертную деятельность более 50 лет. С 1965 по 1990 г. – солист Ансамбля старинной музыки «Мадригал» Московской государственной академической филармонии, в составе которого гастролировал во всех основных филармонических центрах бывшего СССР, а также в Италии, Польше, Франции, Германии, Чехии, Югославии и других странах.

В 1976 г. организовал первый в нашей стране и до сегодняшнего дня единственный постоянно концертирующий Ансамбль ударных инструментов. Ансамбль обладает эксклюзивным репертуаром (около 200 сочинений), созданным российскими и зарубежными композиторами специально для него.

В 1990-1992 гг. Ансамбль являлся штатным коллективом Всесоюзного гастрольного концертного объединения «Союзконцерт» Министерства культуры СССР. После выступления в Западном Берлине (1986) пресса назвала Ансамбль Марка Пекарского «Восточным конкурентом» знаменитого ансамбля «Percussion de Strasbour» и «катализатором творчества советских композиторов». Пекарскому посвятили свои сочинения более 30 отечественных и зарубежных композиторов (В. П. Артёмов, А. К. Вустин, М. К. Гагнидзе, С. А. Губайдулина, Э. В. Денисов, В. А. Екимовский, Н. С. Корндорф, Р. С. Леденёв, В. И. Мартынов, А. Г. Шнитке и другие).

Пекарский в качестве солиста-перкуссиониста и руководителя Ансамбля ударных инструментов выступает с концертами во многих городах России и принимает участие в таких музыкальных фестивалях, как «Московская осень», «Русская зима», «Декабрьские вечера», «Альтернатива», «Музыкальный Олимп», «Берлинское биеннале», «Варшавская осень», «Вена-Модерн», «Хельсинский фестиваль», им. С. Рихтера в Тарусе, фестивали, посвященные современной русской музыке в Лондоне, Париже, Мюнхене, Франкфурте, Турине, Цюрихе, Антверпене, Риге, Таллине, Токио; в Голландии и Бельгии.

Ансамбль Пекарского – участник множества крупнейших церемоний (открытие: художественных выставок в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, в Государственной Третьяковской галерее, в Центральном доме художника на Крымском валу и других; международных кинофестивалей в Москве и Сочи; спортивных соревнований, в т. ч. Чемпионата по дзюдо в Санкт-Петербурге, а также – вручение премий «Золотая маска», «Золотой орёл», «Хрустальная Турандот». В качестве солиста с оркестром (Концерты для ударных с оркестром) работал с Дрезденским, Хельсинским, Туринским, Санкт-Петербургским, Минским, Уральским, Новосибирским, Большим симфоническим оркестром им. П. И. Чайковского и многими другими симфоническими оркестрами под руководством таких дирижеров, как Г. Рождественский, В. Федосеев и др. В составе камерных ансамблей выступал с такими музыкантами как Э. Вирсаладзе, Н. Гутман, О. Каган, А. Волконский, А. Любимов, В. Спиваков, Г. Жислин, О. Крыса, Г. Кремер, Л. Давыдова, К. Георгиан и др.

Made on
Tilda