Параллельное обучение на старинных и на современных инструментах
Барочная скрипка.
1 курс.1 семестр
Работа над инструктивным материалом (изучение основ звукоизвлечения на барочном струнном инструменте).
Работа над навыком чтения с листа на примере барочного оркестрового репертуара. Изучение оркестровых партий барочного репертуара.
Подготовка программы зачета (барочная скрипка. Раннее Барокко)
Примерный список произведений 1-го семестра:
Ричеркары Джованни Бассано, сонаты Бартоломео де Сельма, Бьяджо Марини, Джованни Фонтана, канцоны Джироламо Фрескобальди и др.
Литература:
1. Жан-Клод Велан. «Правила исполнения музыки в эпоху Барокко» (Veilhan J.-C. Les Règles de l'Interprétation Musicale à l'Époque Baroque». Paris: A. Leduc, 1977)
2. Николаус Арнонкур. «Музыка языком звуков» (Harnoncourt N. Musik als Klangrede. Wien: Residenz Verlag, 1982)
2 семестр
Изучение основ импровизации в итальянском стиле.
Подготовка программы академического вечера (свободный выбор).
Подготовка программы экзамена (барочная скрипка. Раннее Барокко).
Примерный список произведений 2-го семестра:
Сонаты Дарио Кастелло, Марко Уччеллини, Джованни Чима и др.
Литература:
1. Жан-Клод Велан. «Правила исполнения музыки в эпоху Барокко» (Veilhan J.-C. Les Règles de l'Interprétation Musicale à l'Époque Baroque». Paris: A. Leduc, 1977)
2. Георг Муффат. «Первые наблюдения автора касающиеся манеры игры балетных мелодий во французском стиле согласно пламенной методе господина де Люлли». (Muffat G. Florilegium Secundum (1698). Denkmäler deutscher Tonkunst. 1896. II/2)
2 курс. 3 семестр
Работа над инструктивным материалом (особенности Зрелого Барокко). Подготовка программы академического вечера (свободный выбор). Работа над навыком чтения с листа.
Изучение оркестровых партий барочного репертуара.
Подготовка программы экзамена (барочная скрипка. Зрелое Барокко).
Примерный список произведений 3-го семестра:
Сонаты Игнаца Бибера, Иоганна Шмельцера и др.
Литература:
1. Жан-Клод Велан. «Правила исполнения музыки в эпоху Барокко» (Veilhan J.-C. Les Règles de l'Interprétation Musicale à l'Époque Baroque». Paris: A. Leduc, 1977)
2. Франсуа Куперен. «Школа игры на клавесине». М.: Музыка, 1973
4 семестр
Изучение стилистических, жанровых и индивидуальных особенностей творчества композиторов Зрелого Барокко.
Развитие артистизма
Расширение концертного репертуара
Подготовка программы академического вечера (свободный выбор). Подготовка программы экзамена (барочная скрипка. Зрелое Барокко) Примерный список произведений 4-го семестра: Сонаты Хайнриха Дёбеля, прелюдии Томаса Бальцара и др.
Литература:
1. Жан-Клод Велан. «Правила исполнения музыки в эпоху Барокко» (Veilhan J.-C. Les Règles de l'Interprétation Musicale à l'Époque Baroque». Paris: A. Leduc, 1977)
2. Николаус Арнонкур. «Мои современники Бах, Моцарт, Монтеверди». М.: Классика–XXI, 2005
3 курс. 5 семестр
Продолжение работы над навыком чтения с листа на примере барочного оркестрового репертуара. Изучение оркестровых партий барочного репертуара.
Изучение французских украшений.
Подготовка программы зачета (барочная скрипка. Раннее Барокко Подготовка программы академического вечера (свободный выбор).
Подготовка программы экзамена (барочная скрипка. Французский стиль).
Примерный список произведений 5-го семестра:
Сонаты Франсуа Дюваля, Франсуа Франкёра, Луи Франкёра и др.
Литература:
1. Альберт Швейцер. «Иоганн Себастьян Бах». М.: Классика–XXI, 2002
2. Francesco Geminiani. «The Art of Playing on the Violin». 1751 Repr.
6 семестр
Изучение стилистических, жанровых и индивидуальных особенностей творчества композиторов Франции. Изучение французских украшений (продолжение).
Расширение концертного репертуара;
Развитие навыка находить индивидуальные пути воплощения музыкальных образов. Подготовка программы академического вечера (свободный выбор).
Подготовка программы экзамена (барочная скрипка. Французский стиль).
Примерный список произведений 5-го семестра:
Сонаты Франсуа Дюваля, Франсуа Франкёра, Луи Франкёра, Жана-Фери Ребеля, новые концерты Франсуа Куперена и др.
Литература:
1. К. Ф. Э. Бах. «Опыт истинного искусства клавирной игры». СПб.: Early Music, Publishing house, 2005
2. Себастьян Вирдунг. Трактат о музыке (1511). СПб.: Early Music, Русский Фонд старинной музыки, 2004
4 курс. 7 семестр
Изучение творчества композиторов, представителей смешанного стиля.
Подготовка программы академического вечера (свободный выбор).
Подготовка программы экзамена (барочная скрипка. Смешанный стиль. Позднее Барокко). Примерный список произведений 6-го семестра:
Произведения Георга Филиппа Телемана (фантазии для скрипки соло, методические сонаты, кононические сонаты), соната для скрипки соло Иоганна Георга Пизенделя, сонаты Иоганна Себастьяна Баха и др.
Литература:
1. Леопольд Моцарт. «Основательная скрипичная школа» Mozart L. Versuch einer gründlichen Violinschule. 1.Aufgabe 1756. Bärenreiter Faximile Reprint, 1995
2. Франческо Джеминиани. «Искусство игры на скрипке»( Geminiani F. The Art of Playing on the Violin. London, 1751 Repr.
8 семестр
Продолжение начатого в 7-м семестре
Подготовка программы академического вечера (свободный выбор).
Подготовка программы экзамена (барочная скрипка. Смешанный стиль. Позднее Барокко). Примерный список произведений 8-го семестра:
Сонаты Арканджело Корелли, Георга Фридриха Генделя, сольные произведения Иоганна Себастьяна Баха, а также сонаты для скрипки и бассо континуо и для скрипки и облигатного клавира и др.
Литература:
1. David Boyden. «TheHistory of Violin Playing from its Origins to 1761». Mainz: Schott's Söhne, 1971
2. Дж. Тартини. «Правила орнаментации в музыке». (Tartini G. Traité des Agréments de la Musique. Jacobi, Celle & New York, 1961)
5 курс.9 семестр
Воспитание навыка создавать собственную интерпретацию музыкального произведения; Расширение концертного репертуара;
Воспитание навыка самостоятельно изучать и готовить к концертному исполнению произведения разных стилей и жанров эпохи Барокко;
Развитие механизмов творческого воображения;
Развитие артистизма, свободы самовыражения, исполнительской воли; Подготовка программы академического вечера (свободный выбор).
Подготовка программы зачёта (свободный выбор)
Список произведений включает в себя любое произведение из всего курса обучения, начиная от раннего барокко и кончая произведениями раннего классицизма.
Литература:
1. Judy Tarling. «Baroque String Playing for ingenious learners». St. Albans, UK: Corda Music, 2000
10 семестр
Подготовка к Государственному экзамену с предоставлением свободы выбора программы выпускника с условием, что она должна в себя включать сольное произведение, произведение раннего барокко, смешанного стиля и французского стиля.
Подготовка программы академического вечера (обыгрывание экзаменационной программы).
Литература:
1. Judy Tarling. «Baroque String Playing for ingenious learners». St. Albans, UK: Corda Music, 2000
В программе обучения красной нитью проходит изучение сонат и партит для скрипки соло Иоганна Себастьяна Баха. Также невозможно включить в список всё разнообразие скрипичного репертуара эпохи барокко и раннего классицизма. Всё познаётся в процессе.
Что касается современной скрипки, то программа абсолютно идентична той, которую проходят на оркестровом факультете, за исключением барочного периода.