Программа обучения

«Старинная музыка, классика, романтизм, авангард — как разные языки. Чтобы добиться подлинности, музыкант должен стать полиглотом...»

Алексей Любимов
отец-основатель ФИСИИ
Клавишные
Параллельное обучение на старинных и на современных клавишных

1 курс
На клавесине:
Прелюдии из Трактата Ф.Куперена (французская школа) и основные приёмы игры;
инвенции И.С.Баха (немецкая школа) и полифония.
На современном ф-но:
салонная музыка 19 века, зимний зачёт - 2 виртуозных этюда в этом стиле;
венская классика - соната или вариации на зимнем зачёте и концерт весной.

2 курс
На старинных инструментах:
начало изучения камерных вокального и инструментального ансамблей;
английская музыка XVI - XVII вв.;
лавесинная сюита с нетактированной прелюдией (Куперена, Фробергера, Шамбоньера...).
На современном ф-но:
начало изучения камерных вокального и инструментального ансамблей;
романтические сочинения XIX века, включая этюды, в конце года – исполнение романтического концерта.

3 курс
На старинных инструментах:
начало обучения на хаммерклавире - сонаты, вариации, пьесы предклассической эпохи;
испанская клавирная школа;
клавесин - итальянская музыка XVII века.
На современном ф-но:
поздний Бетховена и Шуберта, в конце года - исполнение концерта XX века.

4 курс
Самостоятельная работа.
Использование бассо континуо в сольных сочинениях.
Зимняя сессия – сочинение ХХ века.

5 курс
Гос. экзамен: владение всеми клавишными инструментами, стилями и жанрами.

FAQ:

Во время всего обучения студенты проходят и другие сочинения, которые выбирают сами и/или с педагогом.

Можно учиться только на клавесине. Нельзя учиться только на современном рояле.

Нет класса органа.

Для тех, кто уже знаком со старинными инструментами, программа по этому курсу выстраивается индивидуально.

"Камерный ансамбль" и "Камерно-вокальный ансамбль" проходят и на современном ф-но, и на старинных клавишных.
Струнные
Скрипка и Альт

1 курс – итальянский стиль конца XVl – 1-й половины XVll вв.;
2 курс – французский стиль;
3 курс – композиторы 2-й половины XVll в. (Англия, Австрия, Германия);
4 курс – позднее Барокко, «Галантный стиль»;
5 курс – выбор программы диплома и подготовка.

В течение всего курса изучаются произведения для скрипки соло И.П. фон Вестхоффа, Г.Ф. Телемана, И. Пизенделя, И.С. Баха, Л.-Г. Гиймена,

а также диминуции в итальянском стиле, таблицы французских украшений (орнаментики) с их расшифровками (например, Маре и Куперена), штриховая специфика, присущая французскому стилю, старофранцузский ключ.

Виолончель

Курс академической виолончели подобен курсу оркестрового факультета.

Старинная (барочная виолончель) – особая программа:

За всё обучение проходят 6 сюит Баха («катехизис» виолончелиста-аутентиста) Композиторы: итальянские - Д. Габриэлли, А. Марчелло, Ф. Джеминиани, Л. Боккерини, А. Вивальди и др., французские – М. Берто, братья Ж.Л. и Ж.П. Дюпоры, А. Блан, Ж.Б.С. Бреваль и дп, австрийские и немецкие – К.Ф. Абель, К.Ф.Э. Бах, Й. Гайдн, Н. Крайт, Ф. Рис, Л. Ван Бетховен.

Также изучение оперного репертуара XVll-XVlll в.в., оперных речитативов, работы в группе бассо континуо. Приобретение навыков работы с вокалистом, импровизации, выстраивания драматургии оперной сцены.


Духовые
Четыре класса - флейты, гобоя, кларнета и трубы.

Все преподаватели играют и учат и на современных, и на аутентичных инструментах.

Общий список предметов:

-практика в оркестре ФИСИИ.
-барочная специальность
-современная специальность
-барочный камерный ансамбль
-современный камерный ансамбль
+
общие лекции кафедры струнных, духовых и ударных инструментов

Ударные
Ударная установка + этнические инструменты, навыки ансамблевой игры с неударными инструментами.

2 основных предмета-направления:
1) «Ансамбль ударных инстурментов»: технология игры по 4 профилям (молоточковые, малый барабан, литавры, мультиперкуссия)
2) «Сольное исполнительство на ударных инструментах». Изучение классики ХХ века: И.Ф. Стравинский, В. Барток, Э.В. Денисов, С.А. Губайдулина, А. Г. Шнитке, К. Штокхаузен, Я. Ксенакис, Х. Лахенман и др.

Лекции и курсы:

«история ударных инструментов» (история, современное состояние инструментов, исполнительские стили, трактовки, техническое устройство инструментов),

«современные системы нотации ударных инструментов» (5 способов нотной записи шумовых инструментов, виды нотной графики),

«практическое инструментоведение» (техническое устройство, устранение повреждений, сборка и разборка инструментов, установка на сцене, упаковка и транспортировка);

«инструментовка для ансамбля ударных» (результат – оригинальная инструментовка студентом произведения – гос.экзамен),

стили импровизации: средневековое и ренессансное музицирование, алеаторика, ритмическая импровизация с исп. элементов нац традиций, смешение и модуляции тембров, свободная «интуитивная» импровизация

Собственная методика
Методическая база факультета формировалась в ходе интенсивных контактов с музыкальными организациями и учебными заведениями разных стран: Австрии, Великобритании, Бельгии, Венгрии, Германии, Нидерландов, Италии, США, Финляндии, Франции, Чехии, Швейцарии, Эстонии.
Мы учли мировой опыт — как в положительных, так и в отрицательных аспектах.
Специальные курсы
Мы сочетаем консерваторские профильные программы для инструменталистов, курсы по изучению исторических инструментов и специальные курсы ФИСИИ – «импровизация и генерал бас», «история музыкальной практики», «старинный камерный ансамбль», «старинный камерно-вокальный ансамбль».
Уникальные материалы и инструменты
Кроме старинных инструментов, на факультете есть редчайшие нотные материалы и теоретические труды, в т.ч. факсимильные копии произведений и трактатов XVII-XVIII вв. (их нет в отечественных библиотеках).
Универсализм
Главная задача факультета — воспитание исполнителей-универсалов, которые могут интерпретировать музыку любой эпохи и стиля на инструментах любого исторического периода. В идеале выпускник факультета должен уметь то, что умел делать профессиональный музыкант в XVII–XVIII вв.: играть на нескольких инструментах, танцевать, петь, настраивать инструменты, управлять ансамблем и свободно ориентироваться в стилевых особенностях и историческом контексте исполняемой музыки.
Сценический опыт
Каждый месяц в Рахманиновском зале Консерватории проходят факультетские концерты.
Участие в концертах обязательно для всех студентов ФИСИИ.
Как и на других факультетах, на ФИСИИ есть классные вечера педагогов и возможности выступления на других концертных площадках.
Расписание факультетских концертов 2018-2019

Задать вопрос
Ваш E-mail
Как к Вам обращаться
Ваш вопрос
Made on
Tilda